Московский метрополитен. Прогулки под землей.

Каждый день в Москве в недра земли спускаются тысячи людей, что касается жителей города, то можно смело утверждать, что здесь они проводят значительную часть своей жизни – минимум 2-3 часа в день. Чего только не делают в метро (спокойствие, у нас приличное издание): читают, играют, смотрят фильмы, спят. Некоторые даже что-то едят. Метрополитен – спасение для Москвы с ее огромными пробками – многие уже давно приспособились, доезжая до ближайшей станции метро оставлять машину на перехватывающей парковке и далее добираться подземным транспортом – так хотя бы есть шанс не опоздать на полдня. А приезжие, снимая квартиры посуточно в Москве, стремятся, чтобы жилье было в непосредственной близости от станции метро.

Московский метрополитен – поистине уникальное сооружение, как в архитектурном, так и в инженерном плане. И хотя москвичи с ним уже буквально сроднились и не представляют своей жизни без подземки – это относительно молодой вид городского общественного транспорта. Московскому метро немногим более 70 лет.

А теперь несколько фактов о Московском метрополитене:

  1. Радиально-кольцевые линии метрополитена были разработаны с учетом планировки города. Кольцевые линии окружают центр Москвы, а радиусы обеспечивают транспортное сообщение со спальными районами и окраинами города. Хотя, конечно, город растет настолько быстро, что метро уже давно не обеспечивает связи с самыми отдаленными районами столицы.
  2. За сутки через московский метрополитен проходит от 7 до 9,5 миллионов пассажиров.
  3. В Московском метрополитене 12 линий и 176 станций. Часть этих станций расположена на поверхности земли.
  4. Поезда в метро движутся с максимальной скоростью 40 километров в час. Интервал между движением поездов в часы пик не превышает 90 (!) секунд.
  5. Последними были введены в эксплуатацию следующие станции: «Парк Победы» (самая глубокая станция в городе), «Воробьевы горы» (самая длинная в городе). Так же введены в эксплуатацию: монорельсовая система на севере города и легкое метро в районе Бутово.

Но Московское метро – это не только удобный вид транспорта. Это настоящее произведение искусства! Первые станции метрополитена, открыты еще до ВОВ, в 1953 году – это станции так называемой красной (Сокольнической) линии. Затем появилась синяя ветка (Арбатско-Покровская) и зеленая (от пл. Свердлова до Театральной). И пошло-поехало. Новые станции открывались одна за другой. Кстати, во время ВОВ именно метро благодаря своему глубокому залеганию и развитому инженерному обеспечению помогло спасти сотни, а может и тысячи жизней, во время вражеских авианалетов.

Какие же станции заслуживают особого внимания туристов и уже много лет являются объектами экскурсионного показа:

Комсомольская. Эта станция была построена еще до войны. На ее строительство государство не пожалело ни времени, ни денег. Окруженная двумя галереями, украшенная прекраснейшим панно из майоликовой плитки, которая восхваляет труд строителей метро – она  заслужила престижнейшую в свое время Сталинскую премию.

Красные ворота. На этой станции был установлен первый в истории Московского метрополитена турникет.

Кропоткинская.  Высокие своды этой станции поддерживают два ряда колонн. Колонны десятигранные, облицованы светлым мрамором и увенчаны капителями с скрытыми светильниками. Стены станции так же облицованы мрамором . Станция Кропоткинская – лауреат многих премий и удостоена многих наград.

Площадь Революции. Ниши станции украшают 76 бронзовых статуй, изготовленных по спецзаказу в Ленинградской мастерской художественного литья. Разумеется, статуи эти изображают простых героев своего времени: рабочих, солдат, крестьян, ученых. Если вы приехали в Москву, чтобы поступить в один из московских ВУЗов, то обязательно потрите нос бронзовой собаке – это приносит удачу.

Арбатская. Тоже весьма примечательная станция, украшенная керамическими цветами и бронзовыми люстрами.

Смоленская. Основная тематика станции посвящена борьбе и победе русского народа над иноземными захватчиками. О героической тематике здесь говорит буквально все: и горельеф скульптора Мотовилова, и мозаичные панно.

Киевская. Посвящена трехсотлетию воссоединения России и Украины и буквально пропитана национальной тематикой.

Театральная.   Торжественно-театральное  убранство станции полностью оправдывает ее название. Хрустальные светильники и колонны с каннелюрами придают станции метро максимальное сходство с дворцом, а  майоликовые барельефы всецело посвящены театральному искусству.

Новокузнецкая. Рассказывает о героической победе русского народа  в ВОВ. Все здесь пропитано военно-героической тематикой: и бронзовые скульптуры. И мозаичные панно, и барельефы и даже потолочные фризы.

Маяковская. Эта станция известна во всем мире, благодаря смальтовым панно работы Дейнеки и изящным колоннам, покрытым рифленой сталью.

В общем, на Московский метрополитен стоит обратить внимание не только с точки зрения приближенности или удаленности от квартиры посуточно, которую вы подыскали в Москве. Прогулка по Московскому метрополитену может стать для вас  самым ярким и удивительным приключением в столице.