Мир народной игрушки

Игрушки всем известны с глубокой древности. Нет в мире ни одного народа, у которого в культуре игрушка не занимала бы заметного места. Находки отечественных археологов очень красноречивы: по всей территории расселения восточных славян были обнаружены деревянные погремушки, лодочки, волчки, птички, коньки, мечи, а также детские музыкальные инструменты – трещотки, дудочки, жужжалки.

Игрушки всегда сопровождали детство. Не подлежит сомнению тот факт, что мелкая пластика (например, игрушки) выполняла ранее намного более значимые роли и функции, а использовалась в культурах разнообразно.

Сегодняшние исследователи классифицируют игрушки по признакам и типам. Не углубляясь далеко в научные рассуждения, выделим основные типы. Прежде всего, это игрушка образная, которая воспроизводит мир взрослых, их быт, труд, предметы материальной культуры. В отдельную группу выделяется дидактическая игрушка, которая не имеет прямых аналогов в реальной жизни и в природе – это погремушки, головоломки, жужжалки. Бывают игрушки одинарные и употребляемые преимущественно в наборах (развивающие игрушки – кубики, солдатики, лото, бирюльки, посуда); игрушки готовые или такие, которые следует собирать своими руками (типа игры конструктор, картинки из деталей). Существуют игрушки объемные и плоские, символические и натуралистические (или даже вполне абстрактные). Отдельным разделом идут так называемые моторные игрушки – волчки, мячи, палочки, скакалки; все они рассчитаны как на индивидуальные, так и на коллективные подвижные игры.

Важно помнить, что развивающие игрушки для детей не являются простым развлечением или только средством физического развития и обучения – прежде всего их можно считать культурным объектом. Ведь с помощью игрушки происходит духовное воспитание, социальная адаптация ребенка среди сверстников и взрослых, при ее посредстве дети включаются в традиционную культуру общества с его ценностями, представлениями о праве, пользе, красоте, этических нормах и нравственных идеалах.

Играя, дети воспроизводят все жизненные ситуации. Они играют в прием гостей, в свадьбу или в рождение младенца. И несомненно, это приобщает их к традициям, закладывает определенные устои морали, вводит их в обрядовую культуру. Ведь, дети, изображая обряд, запоминают порядок его ведения, правильное использование вещей в каком-то ритуале, и наконец, усваивают словесно-музыкальную сторону: подражая в своих играх взрослым, перенимая мелодию и текст от старших участников своих игр, ребята овладевали обрядовым репертуаром, манерой пения, своеобразной обрядовой пластикой и прочее.

Детские игры в обрядах выделяются в особых контекстах с магической силой. Замечено, что игра в свадьбу практикуется у детей возле тех домов, где есть невеста на выданье. Это, конечно, всячески поощрялось, полагая, что дети могут, как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу.